эй, парни, да у этого таракана люди в голове...
помнится кто-то просил рассказать о Чехии, о том, что думаю и чувствую к этой стране.
вообще трудно ее назвать "своей", просто потому, что живу в ней всего два года. но за это короткое время я успел ее полюбить. в стране, где явственно сквозит "красивостью", где городское население преимущественно верующее, большинство из них католики, что для православия (в том числе и для греко-католиков) явление своеобразной конверсии.. трансформации приоритетов в течения и конфессии. на маленьком "опытном поле" наглядно лицезреть, как изменяется физический тип чешского демоса. коренной горожанин, бедняк - ремесленник, подмастерье - горожанин вдвойне: такой человек никогда не покидает пределы города; чехи неспособны к ассимиляции. они с младенчества патриоты до мозга костей. они готовы жить в самых скудных, тесно застроенных, грязных кварталах. низменные районы Опавы, где я имел возможность жить какое-то время - дают о них известное представление. чехи по обыкновению своему "низкорослые" тщедушные люди., я не имею в виду физиологию. я об их неумении приспосабливаться. не знаю, каковы здесь "молекулярные" отношения между коренными жителями и не очень, и существует ли вообще в какой-либо форме такое разделение. это ведь все трудно уловимо, подземно и не поддается точному учету. надо до мелочей знать обстановку, до тонкости чувствовать воздух быта, чтобы ответить на этот вопрос. вероятно, тут не все гладко. но важно то, что у тех и у других в основном одинаковые интересы, взгляды, склонности, впечатления. если бы в прежнее, дореволюционное время или хотя бы в период существования ссср собрать бы под одной крышей всех-всех-всех, это бы неминуемо привело к резкому антагонизму и столкновениям; не смотря на "дружбу славян" и тут трудно было бы помочь разговорами и убеждениями, если бы даже те, кого уговаривали и убеждали, были в принципе согласны с тем, что им говорили. у каждого за спиной стояло слишком разное прошлое, и каждый приносил с собой частицу окружавшей его атмосферы, которой тягостно было дышать другому. мой сосед, к примеру - средне рабочий полукустарного заводика, - физически развитый, плечистый и озорной, привычный к сильным движениям, выпивке, драке... он вырос в ступенчатом домике с садиком, где ему с детства внушали, что люди иной веры - нечисть - явления одного порядка и что сам он для того существует, чтобы показать пример остальным, каким должен быть настоящий словак. но дело заключается не в этом инвентаре шовинизма, им попросту нечего было бы делать друг с другом, если бы они остались с глазу на глаз. точек соприкосновения было бы мало, но зато тем более поводов для столкновения. слова о равенстве славян оставались бы словами, пока не существовало психологического равенства. нужно было бы, чтобы стала однородной ее бытовая и культурная обстановка и уплыли бы в прошлое хедеры, синагоги, крестовые походы, колокола, для того, чтобы такое равенство превратилось в действительность. и в той мере, в какой оно стало действительностью, этим людям просто, легко и весело друг с другом, пока они наедине с самими собой. такая свобода не свойственна человеку, который привык робеть и стыдиться себя, чувствовать на своей коже презрительные взгляды, слышать высокомерные и насмешливые интонации, - такая свобода не свойственна человеку "черты". никакая культура сама по себе этого дать не может. для этого нужно, чтобы пала "черта" внутри и за ее пределами. не формальная, которую можно уничтожить одним движением, а та, что создавалась десятилетиями. не могу сказать, что они хорошо разбираются предположим в искусстве или в русской литературе. они даже читают по складам, и многие слова им кажутся незнакомыми. вне себя они чувствует себя чужевато и друг друга различают только после того, как найдут в себе смелость заговорить. они мало чем отличаются от нас. хотя, если подумать... это я мало чем от них отличаюсь...